Диспетчерские центры

19 Марта 2011

Павел Дмитриев, заместитель директора департамента интеллектуальных зданий компании КРОК

Одной из важных задач для бизнеса является, как максимум, предотвращение наступления кризисных ситуаций, как минимум, их четкая их локализация и эффективное управление их ликвидацией. Технологической основой в этом случае часто выступает диспетчерский, или как его еще называют, ситуационный центр.

В общем смысле, ситуационный/диспетчерский центр — это организационно-технический комплекс, оснащённый средствами коммуникаций и интерактивного представления информации, предназначенный для оперативного управления деятельностью организации.

Сегодня диспетчерские центры используют компании из самых различных отраслей, и все же наибольшей популярностью они пользуются в телекоммуникационных, крупных промышленных, энергетических, транспортных, логистических и авиационных компаниях. Простой пример. На массовом развлекательном мероприятии собираются тысячи человек в одном месте, и каждый из них хотя бы раз делает звонок по мобильному телефону. Перегрузка сети в этот момент может вызвать настоящий технологический катаклизм у оператора связи. Задача диспетчерского центра - предсказать такую ситуацию и разработать план действий, чтобы обслужить максимальное количество абонентов, не допустив сбоя в оборудовании.

Современное оснащение диспетчерского центра, как правило, включает в себя систему отображения информации, средства видеоконференцсвязи, систему звукооснащения и интегрированную систему управления.

Система отображения информации (СОИ) должна подавать визуальную информацию в том составе и последовательности, которые обеспечивают максимальную скорость и эффективность её обработки. Для достижения такого эффекта, среди прочего можно использовать мобильные окна в поле экрана, которые содержат полноценные изображения от множества источников. Как правило, СОИ представляет собой видеостену из нескольких модулей, которые могут быть как видеокубами, так и ЖК-панелями специальной конструкции. При проектировании видеостены мы всегда подбираем размер, разрешение и расположение экранов таким образом, чтобы информация была видна одинаково четко из любой точки рабочей зоны диспетчерской. Для детального же изучения визуальной информации лучше использовать индивидуальные мониторы.

Система видеоконференцсвязи (ВКС) в ситуационном центре является инструментом для выработки коллективного решения. С ее помощью эксперты из разных регионов общаются в реальном времени, что безусловно повышает скорость реакции операторов системы на инциденты. Кроме того, неоспоримым достоинством ВКС является тот факт, что ее использование существенно снижает командировочные и операционные затраты на принятие решений, в том числе в критичных ситуациях.

Качественное дискуссионное взаимодействие участников призвана обеспечить система звукооснащения. Она включает в себя конференцсистему для групповых обсуждений, а также системы усиления звука и акустические системы. Бывают ситуации, когда требуется организовать обсуждение внутри группы. Для таких случаев мы предлагаем создавать закрытые аудио-конференц-системы. В них используются гарнитуры, с помощью которых можно подключаться к любой группе и участвовать в обсуждении. Важно, что при работе в таких системах в помещении сохраняется тишина, и общий шум не отвлекает других операторов.

Все эти элементы технического оснащения диспетчерского центра связываются воедино с помощью интегрированной системы управления, которая, как раз, и делает возможной эффективную реализацию бизнес-функций диспетчерского центра.

Одним из ярких примеров современного многофункционального диспетчерского центра является Центр управления сетью Поволжского филиала ОАО «МегаФон», который располагается в новом Центре обработки данных ОАО «МегаФон» в г. Самара. Его главные задачи – мониторинг состояния и параметров сети ОАО «МегаФон», выявление чрезвычайных ситуаций и управление их устранением. Информация от нескольких тысяч элементов сети собирается на системах упраления, мониторинга и статистики, обрабатывается и поступает на пункт управления сетью и отображается на видеостене. Это позволяет инженерам следить за качеством и непрерывностью связи 24 часа в сутки 365 дней в году, а также быстро принимать оперативные решения при сбоях в предоставлении услуг абонентам.

Инженеры КРОК сконструировали видеостену из 28 видеокубов для того, чтобы в помещении диспетчерского центра всем операторам был обеспечен доступ к любой информации на экране. Для гарантии отказоустойчивости системы используются два видеоконтроллера: центральный и резервный. Также была осуществлена интеграция систем отображения информации с видео- и аудио-конференц системами. Это позволит при дальнейшем развитии системы вести полноценный диалог с удаленными площадками, резервными центрами мониторинга, офисами компаний партнеров, центрами компетенции, линиями технической поддержки производителей, и главное, обеспечит качественную надежную связь при выработке коллегиального решения.

Источник:
Журнал «Технологии и средства связи»

Все публикации

Видео


Интеллектуальное здание: от строительства до эксплуатации

Калькулятор по мини-ТЭС
Своя энергия —
— свои тарифы!
Рассчитать