Современный офис: цифровой, экологичный, стильный. Комментарии участников ИТ-рынка

25 Марта 2019

Развитие высоких технологий отражается на всех сферах ведения бизнеса. Меняются бизнес-процессы, ритм работы, приоритетные задачи. Каким должно быть рабочее пространство, чтоб соответствовать всем этим изменениям? О том, что такое современный офис, какие параметры делают его таковым и какие новые возможности получают его сотрудники, за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru беседуют представители компаний СТЭП ЛОДЖИК, ICL Services, «Интерпроком», КРОК, «Инфосистемы Джет» и Softline.

ICT-Online.ru: Уважаемые собеседники, чем, по вашим наблюдениям, принципиально отличаются лучшие образцы сегодняшних офисов от тех, что были еще несколько лет назад? Какие тут есть тенденции?

Эксперт по системам автоматизации зданий и ЦОД компании КРОК Дмитрий Кузнецов: Тренды организации офисных пространств формируются под влиянием современных технологий. Но в последнее время главным драйвером все чаще выступает пользовательский опыт. Каким бы технически совершенным ни был офис, если сотрудникам в нем неудобно, значит, вложения оказались не оправданы. Для того чтобы оценить, насколько офис удобен «для пользователей», достаточно пройтись по его коридорам и кабинетам: все несовершенства, которые попадутся вам на глаза — это и есть так называемые «пространственные баги», их и нужно лечить. Как всегда, формула лучших решений в офисных пространствах — коллаборация пользовательского опыта и новых технологий.

Сегодня все больше офисов проходят «зеленую» сертификацию по одной из общепризнанных систем — британской BREEAM, американской LEED, немецкой DGNB. Повышенное внимание стало уделяться именно комфорту и безопасности сотрудников. Понятие «умный» офис связывается не только с энергоэффективными решениями для сбережения ресурсов, но и с целым набором подходов, способствующих выработке у сотрудников инновационных и творческих подходов к работе.

Еще одна тенденция — «дробление» офисных пространств под влиянием новых форматов коммуникации в компаниях. С распространением Agile все большее число сотрудников совместно работает над проектами, находясь в разных точках земного шара. Как результат, в офисах появляется все больше переговорных комнат, «заточенных» под небольшие проектные группы. Например, в Западной Европе и Северной Америке из 11 млн переговорных комнат более 50 % классифицируются как «небольшие по размеру». Все это требует применения в мультимедийной инфраструктуре простых и эффективных ИТ-инструментов.

ICT-Online.ru: Обязательно ли для современного офиса располагаться в современном здании? Какие инженерные системы, ИТ-инфраструктура, средства безопасности и ИБ необходимы?

Если под современным мы подразумеваем построенное за последние 5-10 лет, то нет, это не обязательное условие. Создать «умный» офис можно даже в историческом здании с сохранением его архитектурного облика, планировки и пространственной структуры. Главное — выбрать правильную начинку, так как именно она определяет «интеллектуальность» внедренных решений. Не стоит сбрасывать со счетов и здания с устаревшими инженерными системами. Сейчас существует целое направление — ретрофит — нацеленное на модернизацию основных узлов систем здания с повышением эффективности без их полной замены.

Однако у заново строящихся офисных зданий всё же есть свои преимущества. Возможность выбрать расположение здания, его архитектуру и конструктив таким образом, чтобы они давали значительную экономию ресурсов — например, обеспечить максимум естественного освещения в кабинетах. Местоположение офисного комплекса относительно сторон света можно учитывать и при выборе инженерных решений. Офис КРОК, к примеру, ориентирован фасадами на северо-восток и юго-запад. Поэтому контуры системы отопления идут отдельно для «холодного» и «теплого» фасада, что позволяет экономить на потреблении тепловой энергии.

Список необходимых инженерных систем регламентируется строительными нормативами, поэтому здесь нет простора для творчества. Однако можно выбрать решения, которые обеспечат наибольшие комфорт и безопасность сотрудников.

Конечно, одним из важных пунктов являются системы автоматизации и диспетчеризации. В современных офисах они дают возможность конечному пользователю подстраивать под себя параметры микроклимата. Сотруднику необходимо только выставить комфортную для себя температуру, а система офисной автоматики самостоятельно определяет, какими способами ее достичь, причем так, чтобы это было наиболее энергоэффективно.

Нельзя не упомянуть и системы интеллектуального освещения. Если раньше оно подстраивалось только под естественное освещение, расписание сотрудников или присутствие человека в комнате, то теперь согласование идет уже с циркадными циклами человека. Биодинамическое освещение автоматически изменяет температуру света в зависимости от времени суток и создает наиболее продуктивную и комфортную обстановку для сотрудников. Если говорить о системах кондиционирования, то в настоящее время мультизональные системы (VRV/VRF) получают все большее распространение. При разработке новых поколений производители стараются обеспечить максимально полный симбиоз с системой общеобменной вентиляции помещений, что позволяет снизить операционные расходы при эксплуатации этих систем и способствует улучшению микроклимата в помещениях.

Среди перспективных направлений развития климатических систем «умных офисов» можно выделить интеллектуальные системы управления климатом в офисных помещениях на основе использования принципов BigData, то есть анализа массива статистических данных о времени включения/выключения, комфортных температурных параметрах. Плавное поддержание температуры в заданных пределах, рассчитанных искусственным интеллектом на основании статистических данных, позволяет добиться уникальных показателей энергоэффективности таких систем.

Помимо этого, обеспечение безопасности сотрудников — одна из главных задач «умного офиса». Поэтому наличие современных систем физической и пожарной безопасности является обязательным компонентом. Эффективным инструментом является внедрение системы видеонаблюдения — как периметральной, так и внутренней. Первая является превентивной мерой и обеспечивает контроль за прилегающей территорией, вторая — наблюдение за особыми точками внутри здания, определенные службой безопасности.

Один из трендов развития систем видеонаблюдения — применение видеоаналитики. Для офисных комплексов особенно актуальны модули распознавания лиц, оставленных предметов, распознавание автомобильных номеров. Также современный офис сложно представить без новейших систем контроля доступа. Проход в офис может осуществляться как при помощи современных Bluetooth— и NFC-меток (по proximity-карте или телефону), так и по какому-то биометрическому параметру человека. Например, в офисе КРОК мы реализовали системы доступа по 3D-распознаванию лица и 3D-отпечатку пальца, а также при помощи NFC-технологии по смартфону.

Главный тренд в системах безопасности — внедрение интегрированных решений. То есть видеонаблюдение, контроль и управление доступом, пожарная безопасность теперь рассматриваются не по отдельности, а как комплексная система. Создание для нее единого центра управления обеспечивает более быстрое и эффективное реагирование на внештатные ситуации.

Что представляет собой «начинка» современного офиса — оборудование, мультимедиа-оснащение, офисные коммуникационные платформы, автоматизация HR-процессов? Как все это меняет работу офисных сотрудников?

Если говорить про мультимедийную инфраструктуру современного офиса, то сейчас практически все элементы работают на единой технологической основе, то есть управляются из единого центра одним нажатием кнопки. В состав умной «начинки» системы унифицированных коммуникаций (UC, Unified Сommunication) для создания единой коммуникационной среды территориально-распределенных офисов или филиалов входят ВКС-решения для удаленного взаимодействия проектных команд, беспроводные презентационные системы для вывода информации с мобильных телефонов сотрудников на общий экран, интерактивные дисплеи для совместной работы над документами, системы бронирования переговорных комнат.

Еще один безусловный тренд — автоматизация HR-процессов. Компании начинают с диджитализации документооборота и стараются автоматизировать максимальное количество направлений. В КРОК, например, автоматизирован рекрутмент, кадровое делопроизводство, обучение, адаптация сотрудников. HR-tech — направление, которое помогает масштабировать на рынке наиболее удачные находки компании. Например, адаптационный бот помогает новичкам понять, как построены многие процессы в компании; бот отдела кадров позволяет сотрудникам моментально оформлять отпуск или больничный 24/7 со своего смартфона. Подобные решения прекрасно работают на развитие лояльности сотрудников, так как качественно улучшают пользовательский опыт и наглядно демонстрируют отношение компании к своим специалистам.

Современные средства внешних контактов — какие они?

Современная система видеоконференцсвязи позволяет не только передавать видео и изображения в максимально высоком качестве (формат 4к), но и обладает целым арсеналом ИТ-инструментов для эффективной совместной работы над проектами в режиме реального времени (интеграция с UC, общий список контактов, совместное редактирование документов и прочее) Системы ВКС позволяют нам сокращать бюджеты на командировки на 20 %.

Что касается современных контактных центров, то они уже не просто обрабатывают входящие звонки — они делают это максимально быстро, профессионально, персонализированно. В контактных центрах появляются умные роботы-помощники, которые без помощи оператора помогают клиентам решить их вопрос, внедряются системы аналитики речи, позволяющие формировать для клиентов актуальные для них предложения и в режиме реального времени реагировать на претензионные обращения. Сейчас в контактных центрах все чаще применяется подход омниканального обслуживания, то есть объединения каналов коммуникации с клиентами. Благодаря этому оператор контактного центра в режиме онлайн может проследить весь маршрут обращения клиента — когда, с кем, по каким вопросам и с помощью каких каналов (голос, почта, смс, чат, соцмедиа, голосовой робот) он взаимодействовал. Например, сотрудник центра обработки вызовов сможет оперативно проконсультировать потребителя по телефону в ответ на запросы на сайте или в чате. История взаимоотношений также позволяет анализировать эмоциональную лояльность клиентов, своевременно реагировать на жалобы и претензии, осуществлять эффективные продажи дополнительных сервисов.

Умные" решения для офисов — что уже вошло в обиход, а что набирает популярность?

Постепенно в традиционные системы автоматизации приходит использование Интернета вещей. Он позволяет в разы увеличить количество источников информации, необходимых для формирования статистики. Так, установка в офисе датчиков IoT позволит составить тепловые карты посещаемости помещений и даже осуществлять мониторинг пульса сотрудников, чтобы измерять уровень стресса в течение дня. Кроме того, это даст возможность отслеживать уровень CO2 в офисном пространстве и при необходимости автоматически подавать больше кислорода в переполненные кабинеты или конференц-залы. Подобные решения уже внедрены, например, в высокотехнологичных офисах Берлина.

В свою очередь, тандем Интернета вещей и облачных технологий позволяет обеспечить предиктивное обслуживание. Так, обработка в облаке накопленных данных помогает составить неочевидные прогнозы и закономерности, просчитать которые без помощи нейросетей и ИИ было бы невозможно. На основе построенных математических моделей можно будет, например, легко предсказать поломку оборудования или в целом повысить уровень управленческих решений, касающихся эксплуатации.

Что касается скорого будущего, то в создании офисного пространства набирают популярность светодиодные экраны. Производители постоянно их совершенствуют — работают над уменьшением пикселя (что позволяет передавать изображение максимальной четкости), создают модели, которые можно быстрее устанавливать и осуществлять техническую поддержку.

Думаю, что в ближайшие несколько лет светодиодные экраны вытеснят ЖК-панели в переговорных комнатах и конференц-залах. Сейчас такие светодиодные экраны, собранные из модулей, могут принимать форму практически любых поверхностей.

Приведите, пожалуйста, пример современного офиса, и если ваша компания имела отношение к его оснащению, то расскажите про этот проект.

Один из наших последних проектов — создание «умного» офиса для крупнейшей нефтехимической компании СИБУР. Для создания технологичного, энергоэффективного и комфортного офиса КРОК реализовал интеллектуальную систему управления зданием. Она позволяет в автоматическом режиме управлять инженерной инфраструктурой — контролировать температуру, уровень освещенности, включение/выключение систем. «Умное» управление офисом построено на технологии KNX, являющейся мировым стандартом в системах автоматизации зданий. Чтобы экономить энергоресурсы, интеллектуальное управление освещением, кондиционированием, отоплением и приводами штор согласовано с центральными системами холодоснабжения и вентиляции. Помимо этого, алгоритмы энергосбережения настроены в зависимости от присутствия сотрудников, их расписания работы и погодных условий. Для эффективной эксплуатации здания КРОК создал единую диспетчерскую, куда поступает вся текущая информация о работе инженерных систем и оборудования, что обеспечит оперативное реагирование при возникновении нештатных ситуаций.

Помимо инженерной, мы создали для заказчика мультимедийную инфраструктуру. Для более эффективного управления бизнес-процессами СИБУРу потребовалось реконструировать офисное пространство — предусмотреть больше открытых функциональных зон для взаимодействия сотрудников, создать «умные» рабочие кабинеты для руководителей компании, увеличить количество переговорных комнат с комплексом ИТ-инструментов для совместной работы.

В рамках проекта в кабинетах руководителей и переговорных комнатах было внедрено несколько типов медиасистем — отображения информации, интеллектуального освещения и озвучивания, ВКС. Каждое помещение оснащено единой системой управления мультимедийной инфраструктурой. Это настольная touch-панель, которая позволяет централизованно настраивать режимы работы оборудования. Внедренная система удаленной диагностики также позволила максимально быстро осуществлять технической обслуживание. Если в работе оборудования возникнет сбой, специалист службы техподдержки удаленно подключается к touch-панели со своего рабочего места и буквально в пару кликов решает вопрос.

В 2018 году масштабный проект КРОК стал победителем IХ национальной премии ProIntegration Awards в номинации «Лучшее комплексное решение по внедрению системы автоматизации для коммерческой недвижимости».

Какие компании наиболее тщательно следят за тенденциями обустройства офисов (и что их роднит — отрасль, регион, число сотрудников)? Как часто в таких компаниях могут происходить процессы преобразования, введения новых технологий? Какие отделы, как правило, их инициируют?

Процесс преобразования — это не одноразовое действие. Если компания заинтересована в постоянном росте, преобразование становится перманентным, а трансформация — образом жизни. В КРОК процесс изменения построен именно таким образом. Мы находим различные «баги», которые препятствуют развитию, исправляем их и двигаемся дальше. Требования к современной компании постоянно дополняются, это и диктует рынку правило «всегда быть в движении» и регулярно проверять жизнепригодность всех внутренних сервисов и процессов.

Читать комментарии других участников интервью в источнике


Источник:
ict-online.ru/

Все публикации

Видео


Интеллектуальное здание: от строительства до эксплуатации