Собственная генерация — инструмент повышения эффективности бизнеса

1 Июля 2016

Любой торговый объект может столкнуться с ситуацией, когда не хватает внешних подключений, — они отсутствуют или не отвечают требованиям по надежности и качеству энергоснабжения. О том, как решить эти проблемы, наладив собственную генерацию электроэнергии, тепла и холода, рассказывает Денис Маркин, руководитель направления электромеханических систем компании «КРОК».

— Денис, один из способов повышения эффективности эксплуатации торгового объекта — собственный энергоцентр. Насколько он позволяет сократить затраты на энергоресурсы?

— Предлагаю для начала разобраться, что это такое — энергоцентр. Сегодня мы будем говорить о газовой генерации, причем не только генерации электроэнергии, но и утилизации тепла и подачи его на объект заказчика в зимнее время в качестве отопления, а в летнее — в качестве холода. Когда энергоцентр производит электричество и тепло, принято говорить о когенерации, когда еще и холод — о тригенерации. Мы будем иметь в виду систему, работающую по сценарию тригенерации, поскольку именно она позволяет обеспечивать объект необходимым электричеством, теплом и холодом с очень высокой эффективностью.

Эффективность использования газа собственным энергоцентром достигает 90%, и это очень хороший показатель. Для сравнения: в большой энергетике она редко достигает 50%. Высокая эффективность и сам факт того, что генерирующий объект и сети являются собственными, — все это вместе дает нам низкую себестоимость производимых ресурсов: как правило, вдвое-втрое ниже цены от стороннего поставщика. На этой вилке и основана эффективность, а также окупаемость решения. Любой заказчик желает видеть эффект внедрения решения для бизнеса в целом, поэтому на старте мы обязательно просчитываем экономическую модель, доказывая, что газовая генерация — инструмент повышения эффективности бизнеса.

— С электричеством и теплом понятно. А вот холод — всем ли торговым объектам он нужен?

— Мы подаем стандартный промышленный холод в диапазоне от +7 до +10 градусов. Этот температурный режим используется централизованными системами вентиляции и кондиционирования. Системы кондиционирования может и вовсе не быть или она может использоваться в малом объеме, а потому обеспечиваться обычными кондиционерами компрессорного типа. В таких случаях энергоцентр работает в режиме когенерации, и это все равно более выгодно, чем покупка ресурсов у внешних поставщиков.

— Что еще выигрывает владелец торгового центра, запустивший собственный энергоцентр?

—Прежде всего, исключение производственных потерь из-за возможных аварий в энергоснабжении. Не секрет, что в некоторых регионах — особенно на удалении от энергосистем — качество потребляемых извне ресурсов оставляет желать лучшего. Бывают и недонапряжения, и обрывы. Собственный энергоцентр гарантирует отсутствие подобного рода неприятностей.

Другой важный момент — это возможность плавного наращивания мощностей энергоцентра. Торговый объект, особенно большой, вводится не единоразово, а очередями. В случае подключения к общим сетям, если планируется, что через 10 лет объект будет потреблять 10 МВт, на эти 10 МВт и нужно получать технические условия и сразу строить всю инфраструктуру. Запуская собственный энергоцентр не придется строить большую инфраструктуру, которая будет годами использоваться только на часть, а поставить 1–2 блока небольшой мощности и потом плавно ее наращивать. Все инвестиции в такой проект работают на повышение капитализации бизнеса заказчика (в отличие от оплаты технических условий за присоединение к внешним сетям).

Собственный энергоцентр — это возможность получения дополнительного дохода: излишки электричества и тепла можно продавать промышленным, торговым или жилым объектам. Такие примеры есть среди реализованных нами проектов.

— Очевидно, что собственный энергоцентр — удовольствие недешевое. Каковы инвестиции в проект?

— Стоимость одного инсталлированного МВт составляет $1 млн. Это очень грубая оценка, цена вопроса сильно зависит от инженерного решения: важно, чтобы уже на самом первом этапе реализации проекта привлекались квалифицированные компании, которые способны предложить оптимальное решение как с точки зрения надежности, так и с точки зрения объема инвестиций на старте.

На деле стоимость может варьироваться на 30–40% как в одну, так и в другую сторону. Итоговая цифра зависит от стоящих перед проектом задач: сколько энергии потребляет объект, каков график энергопотребления, нужны ли холод, резервное подключение к внешним сетям.

Внешнее подключение служит не только резервом, но и позволяет энергоцентру не переразмеривать собственные агрегаты. Изучив график загрузки, мы можем вырезать из него 80% более-менее ровной нагрузки и оставить производство этих ресурсов за собственным энергоцентром, а вот 20% пиков отдать на сеть. Да, цены сетевых компаний выше, но из-за небольшого объема потребления это не существенно скажется на экономике в целом. Зато машин мы сможем поставить ровно столько, сколько необходимо. И работать они будут с постоянной нагрузкой, что важно для эффективности проекта и окупаемости. Таким образом, если недорогое присоединение возможно, то им лучше воспользоваться. В любом случае мы считаем несколько вариантов, а заказчик уже выбирает наиболее для себя оптимальный.

— И каков срок окупаемости?

— При разнице себестоимости энергии, произведенной собственным энергоцентром, и цене, по которой она приобретается извне, в два-три раза (а чаще всего именно так и бывает) срок окупаемости в принципе определяется тем, насколько полно мы эксплуатируем установку. Как купленный самолет, чтобы быть рентабельным, должен летать, так и энергоцентр должен быть спроектирован так, чтобы загрузка была более-менее постоянной и близкой к номинальной. Если такой режим удается выдерживать, то срок окупаемости составит 2–3 года. Если объект в ночное время уходит в спящий режим и потребление падает, то 4, а возможно, и 5 лет.

— Инвестиции в проект сопоставимы с ценой за подключение к сетям?

— Это зависит от ситуации: на каком напряжении подключаться, к какой мощности. На небольшом объекте, скажем, 1 МВт с напряжением 0,4 кВ и существующей неподалеку инфраструктуре (нужно лишь организовать дополнительную точку выдачи мощности) подключение будет стоить недорого. В этом случае приобретенный МВт может обойтись и в 10 раз дешевле. Но когда мощности большие и особенно если их нет в необходимом количестве в микрорайоне, инвестиции в проект или становятся сопоставимыми с ценой за подключение к сетям, или даже значительно ниже.

— От чего зависит стоимость проекта?

— От мощности энергоцентра в первую очередь. Зависимость прямо пропорциональная, но не линейная: чем выше мощность, тем ниже удельная стоимость. А также от того, о когенерации или тригенерации идет речь и есть ли внешнее подключение.

— Каковы затраты на ремонт и обслуживание установок? Нужно ли нанимать дополнительный персонал?

— Энергоцентр работает в автономном режиме, но по нормам на любом объекте генерации необходима диспетчеризация, что может быть совмещено с диспетчеризацией всего ТЦ, и здесь должны присутствовать минимум два сотрудника (например, инженер и механик).

Техническое обслуживание установок, конечно же, ведется. На наиболее распространенных агрегатах оно проводится каждые 1000–2000 моточасов. В рамках реализации проекта мы проводим обучение инженерного состава заказчика, если он планирует обслуживать машины самостоятельно. В противном случае можно воспользоваться услугами нашего сервисного подразделения. Цена зависит от типа агрегатов, обычно это от 4 до 10 евро на МВт/час в год.

— На какой срок рассчитаны машины?

— На 8 лет. Это срок до первого капитального ремонта и он же — норма амортизации.

— Чем больше мощность энергоцентра, тем больше экономический эффект. Это верно?

— Да, с ростом потребляемой мощности — не мощности энергоцентра, а именно потребляемой — растет экономический эффект. Одно дело — небольшой ТЦ, и совершенно другое — торговые площади, потребляющие 10, а то и 20 МВт. Большие мощности позволяют давать очень низкую себестоимость ресурсов. Если на мегаваттной или двухмегаваттной станции производство электрической энергии будет обходиться примерно в 2 руб. за КВт/час, то на станции 10 МВт — уже в 1,2–1,3 руб. При этом продавать ее арендаторам торговый центр будет по цене, сопоставимой с рыночной: скажем, за 4,8 руб.

— Начиная с какого объема потребляемой энергии стоит задумываться о реализации такого проекта?

— Не менее 1 МВт. В этом случае срок окупаемости составит 4–5 лет. Тут уже нужно смотреть, насколько это интересно собственнику. При мощности в 2 МВт и больше эффективность очевидна. В случае, когда речь идет о 10 МВт, она безусловна: такие ресурсы подвести очень дорого и не всегда просто.

— Каковы сроки реализации проекта?

— Если речь идет о контейнерном решении, предустановленном на заводе-производителе (в этом случае на месте достаточно подготовить площадку, забетонировать ее, подвести внешние коммуникации и сделать пусконаладку), то это 6–8 месяцев. Год — с хорошим запасом. Если речь идет о крупном энергоцентре (10+ МВт), то от года до 1,5.

Источник:
retailer.ru

Все публикации

Видео


Интеллектуальное здание: от строительства до эксплуатации

Калькулятор по мини-ТЭС
Своя энергия —
— свои тарифы!
Рассчитать