Все внимание на интеграцию систем управления

Автоматизация бизнес-процессов в энергетике – явление хоть и новое, но уже знакомое всем профессионалам. В большинстве российских энергетических компаний внедряются проекты и системы корпоративного управления для автоматизации самых разных задач. Однако, применение ИТ-технологий не ограничивается только сферой бизнес-процессов. Основой бизнеса любой энергетической компании является производство, и очень большие усилия компании прилагают в сфере создания автоматизированных систем технологического управления – АСУ ТП, коммерческого учета, систем диспетчерского управления, телемеханики и связи.

Рынок этих ИТ-продуктов в ближайшее время будет только расти – так считает наш собеседник Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании «КРОК», которая давно и активно работает в данной области.
 
- Рынок информационных технологий в России только развивается. Но уже сейчас заметно увеличилось количество ведущих мировых поставщиков этих программ и услуг. Насколько высок сейчас уровень конкуренции между поставщиками систем автоматизации на российском рынке?
- Мы как системный интегратор всегда предлагаем решения, которые базируются на наших наработках и оборудовании наиболее подходящем для данного клиента. Конечно, мы выступаем партнерами ряда производителей, но окончательный выбор решения зависит от заказчика. Так, например, при реализации проектов по созданию систем СТМиС мы предложили решения разных производителей, как российских, так и зарубежных, и в каждом конкретном случае подбирали конфигурацию системы вместе с заказчиком. Некоторые компании планировали по завершению данных проектов получить полноценные диспетчерские системы, другие предпочитали реализовать только регламентированные функции – в каждом проекте предлагался оптимальный вариант.
 
- На сегодняшний день компании – поставщики ИТ-услуг существуют обособленно друг от друга. Каждая предоставляет свои продукты. Нет ли у вас планов по объединению усилий с каким-либо другим поставщиком или производителем таких технологий? Если есть, то насколько оправдан такой шаг?
- Как крупный системный интегратор компания КРОК часто принимает участие в реализации комплексных проектов с применением различных видов программного и аппаратного обеспечения и привлечением компетенции специалистов разных профилей, что естественным образом приводит к объединению усилий. Например, при реализации корпоративной интеграционно-транспортной системы для Системного оператора мы привлекали наших партнеров – системных интеграторов, специализирующихся на транспортных системах и информационной безопасности. В большинстве наших проектов по созданию систем АИИС КУЭ и СТМиС (Гидро-ОГК, ТГК-7, ОГК-5 и др.) для консультаций на этапе проектирования  и  пуско-наладки мы привлекали представителей самих производителей – Эльстер Метроника, ЭМА, ЭЦН и многих других. Мы сотрудничаем с различными  вендорами,  но при этом мы в первую очередь ориентируемся на потребности клиентов и, предлагая решения, всегда оставляем выбор за конечным пользователем.
 
- Каждый потребитель сейчас вправе выбирать объем «автоматизации» - либо комплексные системы, либо частично то, в чем наиболее нуждается предприятие. Какие продукты, на Ваш взгляд, имеют наибольший спрос у российских энергетических компаний и почему? Связан ли выбор российского клиента больше с ценой продукта, нежели с его качеством? Иными словами, отдается ли предпочтение более качественным системам, пусть даже с высокой стоимостью?
- Совершенно верно – каждая компания делает свой выбор и определяет масштаб и объем автоматизации исходя из внутренних целей. При этом в каждом конкретном случае каждая компания определяет наиболее оптимальное соотношение цены/качества для применяемых продуктов. Мы в своей практике стараемся подобрать и предложить клиентам различные по цене-качеству решения – для того чтобы в каждом конкретном проекте клиент мог сделать осознанный выбор.
 
- Нередко клиенты и поставщики сталкиваются с проблемами,  связанными с задержкой поставок продукта, недостатком опыта и квалификации персонала потребителя, отсутствием информации по форс-мажорным ситуациям, которые возможны при работе высокотехнологичных информационных систем и т.д. Как такие ситуации решаются в вашей компании?
- Если брать понятие сервисного обслуживания, то мы, естественно, оказываем услуги по сервисному обслуживанию оборудования и технической поддержке, в частности. Надо отметить, что все  работы ведутся в соответствии со стандартами ITSM и ISO 9001. Если же брать те проблемы, о  которых вы говорите, то они обычно возникают при выполнении контрактов по созданию кого-либо решения.  Мы  знаем, что такие проблемы могут  быть, но именно правильное планирование и управление проектом (управление рисками ожиданием, правильно построенный сбор первоначальной информации) позволяет либо вообще избежать таких  рисков, либо минимизировать их влияние на результат.
 
- Известно, что в вашей компании работают несколько исследовательских лабораторий — телекоммуникационных систем, информационных технологий и вычислительных систем. Такие службы подбирают программно-аппаратные средства для оптимального решения конкретных задач заказчика, тестируют и демонстрируют их, осуществляют интеграцию новых компонентов в существующую инфраструктуру. В этой связи хотелось бы уточнить: всегда ли заказчик вообще знает, чего хочет? Не опасается ли клиент возникновения проблем из-за «незнакомого товара»?
- Подбор конкретных решений не производится в Центре компетенции, там проводится  тестирование, если его заказывает заказчик, либо отрабатываются новые технологические решения, которые предлагает компания. Естественно, заказчики бывают разные: есть те, которые знают точно, чего хотят и как это надо реализовывать, им нужны лишь квалифицированные «руки», которые смогут это осуществить. Есть те, которые точно знают, что они хотят получить в итоге, а как – это уже задача наша как интегратора продукта. Бывают случаи, когда на сложных технологических решениях заказчик просит показать макет, как это работает в целом. У нас есть возможность развернуть макет в нашем центре компетенции. Мы являемся партнерами Oracle, IBM, HP, ISOsoft, Cisco Systems, GE, и можем воспроизвести необходимое решение.

- Представители структур Ростехнадзора считают, что информационные системы труднее всего контролировать: «счетные» программы могут давать неточные данные. Согласны ли Вы с этим? Насколько продукты вашей компании застрахованы от таких проблем, особенно, на энергетических предприятиях, где достоверность каждой информации – это серьезный стратегический момент, и сбоев тут быть не может.
- Все реализованные компанией КРОК информационно-измерительные системы проходят либо метрологическую аттестацию и получают аттестат соответствия, либо испытания по согласованным и утвержденным регламентирующими органами методикам испытаний. Для нас точность и своевременность предоставления данных является основным критерием качества, и мы не выполняем заказов, которые противоречат требованиям Ростехнадзора. Впрочем, и заказчики нас об этом не просят.

- Как в вашей компании ведется подбор персонала для работы с ИТ-технологиями, которые вы предлагаете заказчиками? Каким должен быть базовый уровень образования таких специалистов, и есть ли определенный дефицит таких работников?
- Если новые технологии уже представлены на рынке, мы набираем людей с «рынка» либо обучаем собственных специалистов, развивая, таким образом, свою компетенцию. Если же речь идет о новых продуктах, то мы вкладываем средства в обучение специалиста «с нуля», часто с использованием опыта вендоров (зачастую полученного еще только на западе) делаем первые проекты, на которых наши сотрудники набираются опыта, а качество обеспечивается за счет привлечения уже опытных специалистов. Минимальный базовый уровень – это высшее специальное образование, хотя мы начинаем работать со специалистами еще со студенческой скамьи.
 
- Какие принципиально новые продукты, услуги, программы вы планируете представить клиентам в ближайшее время?
- Мы планируем представить линейку решений по интеграции и организации обмена информацией между системами корпоративного управления (ERP, EAM) и системами технологического управления (АСУ ТП, АИИС КУЭ, АСДУ, АСКД и др.). Сейчас появилось несколько интересных продуктов, которые мы намерены в ближайшее время предложить клиентам. Так, в рамках развития партнерства с компанией SAP мы активно наращиваем компетенцию по решениям на базе продукта SAP xMII.

О компании
Компания КРОК (www.croc.ru) — российский лидер в области создания ИТ-инфраструктур, №1 на российском рынке ИТ-услуг (по отчетам IDC 2002, 2003, 2004, 2005, 2006). По данным агентства «РосБизнесКонсалтинг» и журнала Эксперт, КРОК входит в десятку крупнейших ИТ-компаний страны. КРОК специализируется на создании корпоративных информационных систем, построении систем обработки и хранения данных, телекоммуникационных систем и корпоративных систем телефонии, автоматизированных инженерных систем, внедрении бизнес-приложений, комплексной технической поддержке информационных систем.

Источник:
Энергетика и промышленность России

Все публикации

Видео


Интеллектуальное здание: от строительства до эксплуатации

Калькулятор по мини-ТЭС
Своя энергия —
— свои тарифы!
Рассчитать