Интеллектуальная начинка здания

1 Октября 2004

Александр Ласый, директор департамента автоматизации инженерных систем КРОК

Что такое интеллектуально здание, и почему появился спрос на такие здания?

Интеллектуальное здание – термин, который часто можно услышать в последнее время. Главная идея такой «интеллектуальности», или, скорее, автоматизированности – в том, что все системы здания работают слаженно и согласованно друг с другом. Действия одной системы не должны противоречить действиям другой. Такое согласование происходит на уровне алгоритмов, заложенных инженером-проектировщиком «интеллектуально» начинки. Интеллектуально здание – в первую очередь офисное. Существует родственное понятие «умный дом», оно касается автоматизированных жилых помещений, элитного жилья. Разница здесь в самой концепции -  для индивидуального пользователя главной потребностью является комфорт. Главное, чтобы он стоил не очень дорого, и управлять системой его обеспечения было легко и просто. А для офисных центров кроме требований комфорта очень важными являются обеспечение безопасности, разграничение доступа и экономия ресурсов.

Если брать мировые тенденции, то с учетом ограниченности и дороговизны энергоресурсов, интеллектуальное здание помогает оптимизировать их затраты. Приведу простой пример. В большинстве наших домов мощность радиатора отопления не регулируется.  И если зимой случилась оттепель, чтобы  в помещении было не так жарко, люди открывают окна и фактически отапливают улицу, либо включают сильнее кондиционер – а это вообще двойная затрата энергии. В офисных зданиях сплошь и рядом остается включенным на ночь или на выходные освещение. Если же мы рассмотрим интеллектуально здание – в нем такие утечки энергии, а значит – финансовые потери, не происходят. В итоге за весь срок службы здания эксплуатационные расходы уменьшаются в полтора раза. Именно в этом привлекательность подобных зданий на Западе. У нас в России энергоресурсы дешевы. Поэтому хотя экономия в процентном отношении получается такая же, а в абсолютных цифрах она меньше.
Для нашей страны на первое место среди причин спроса на интеллектуальные здания выходит уровень комфорта, которого возможно добиться, - ведь стремление к комфорту и удобству безгранично, даже те, кто  работает в офисах класса «А», хотят улучшить свои условия работы -  и безопасность , минимизация или предотвращение аварий. Аварии страшны не сами по себе, а своими последствиями. Любое ЧП начинается с мелочи, неполадки в той или иной системе, которую наверняка можно было бы заметить и своевременно устранить благодаря постоянному мониторингу и заменам деталей в профилактическом режиме. Это важно для любого здания, но для зданий со сложными архитектурными решениями, для зданий высокой этажности, в которых работает большое количество людей, безопасность является проблемой номер один. Здесь ценность интеллектуальных систем измеряется уже не деньгами, а безопасностью людей и их жизнями.

Другая причина, по которой выгодно размещать офис именно в интеллектуальном здании – снижение расходов на ремонт и эксплуатацию всех систем. Не требуется содержать целый штат постоянных специалистов-ремонтников. Появляется одна эксплуатационная служба вместо разных, отвечающих каждая только за одну систему. Поскольку вся информация о работе систем жизнеобеспечения здания может передаваться дистанционно, для контроля достаточно нескольких операторов, которые в удаленном режиме могут следить за всеми важными параметрами, а также дистанционно управлять определенными изменениями в той или иной системе. Подобная диспетчерская способна обслуживать сразу несколько домов, сейчас уже существуют компании, специализирующиеся именно на обслуживании интеллектуальных зданий.
Безусловно, все это повышает стоимость здания. По общемировой статистике затраты на строительство за счет интеллектуальной начинки возрастают примерно на 50% . Но надо помнить, что и стоимость эксплуатации за весь срок жизни здания падает также в полтора раза.

Какие системы входят в «интеллектуальную» начинку здания?

Существует три группы систем интеллектуального здания. В первую очередь это система автоматизации инженерных систем – кондиционирования, водоснабжения, электроснабжения, отопления, вентиляции, канализации. Раньше такие системы называли системами диспетчеризации инженерных систем.

Вторая группа – системы безопасности. Раньше отдельные системы безопасности не были объединены, работали несогласованно. Сейчас же многие такие системы сами по себе достаточно интеллектуальны, и принимают какие-то решения в области безопасности без участия человека. У интеллектуального здания может быть целый ряд систем безопасности – начиная от автоматической системы пожаротушения  и заканчивая биометрией.

Третья – информационные системы, без них сегодня невозможно полноценное функционирование офисного помещения. Они либо должны в полном объеме быть заложены с самого начала, либо - если здание будет сдаваться в аренду по частям – должны существовать возможности подключения компаниями-арендаторами собственного ИТ-оборудования. Например, это касается каналов связи.

Если говорить об особенностях работы различных систем интеллектуального здания, нужно отметить главное – уже на этапе проектирования необходимо предусматривать наличие интеллектуальной составляющей здания. Для полноценного управления работой любой системы, например, электросетей, нужно еще на этапе проектирования снабдить их различными датчиками. Это даст возможность полного контроля за работой системы. Да и вообще, готовый архитектурный проект, в который потом уже пытаются добавить элементы «интеллекта», в результате даст просто автоматизированное здание, но не интеллектуальное в полном смысле слова.

Насколько надежна работа систем интеллектуального здания?

Высокая надежность предоставляемых услуг входит в саму идею интеллектуального здания. Если говорить о технической реализации такой надежности, то ничего нового за последние десятки лет не придумали – это дублирование, создание резервных систем. Все это старо как технический мир.  Главное не допустить отказа системы, приняв превентивные меры. Теоретически это понятно всем. Но на практике российские заказчики часто не готовы платить за повышенную надежность, по традиции полагаясь на авось – на то, что с ними никаких ЧП не произойдет. Например, мы предлагали одному из банков при проектировании здания для него проложить резервную линию связи. Клиент отказался, мотивируя это тем, что вполне достаточно и одной. А потом через три или четыре месяца при ремонте трубы на соседней улице экскаваторщик порвал их кабель. В результате банк остался без связи на несколько часов, что для такой организации означает миллионные убытки.

Надежности можно добиваться безгранично, но каждая следующая степень надежности всегда обходится на порядок дороже. И заказчик вынужден идти на компромисс. У него есть определенная сумма денег, и он за них может получить определенный уровень безопасности и надежности. Российские клиенты, даже  решившись на строительство интеллектуального здания, хотят сэкономить. В начале строительства у заказчика всегда радужные представления о том, какой результат он получит. А вот увидев окончательную сумму расходов, он часто  говорит – давайте мы от этого и вот от этого откажемся. В результате вместо осуществившейся мечты получается частичное решение. Это касается как установки резервных систем, так и банального количества датчиков пожаротушения или кондиционеров. К сожалению, стремясь сэкономить, люди не понимают вопросов обеспечения отказоустойчивости. У заказчиков сегодня нет культуры оценки рисков, традиционной для западной экономики.

При этом надо отметить, что перевод всех систем жизнеобеспечения в тесную связку с ИТ-решениями (а именно это мы и видим в интеллектуальном здании) сам по себе создает дополнительные риски, связанные с хранением и передачей всей информации, касающейся функционирования этих систем здания. Поскольку все процессы в нем управляются дистанционно, это предъявляет высокие требования к защищенности системы передачи такой информации. Есть, например, решения, которые не позволяют удаленно вмешиваться непосредственно в работу систем здания – то есть диспетчер может узнать о случившейся аварии, но вмешаться в работу системы можно только на месте, в крайнем случае, по специальному каналу связи повышенной защищенности. Это помогает предотвратить возможность дистанционного выведения системы из строя злоумышленником. Однако надо помнить, что риски несанкционированного вмешательства в работу систем несут не только владельцы и арендаторы площадей интеллектуальных зданий – все это касается любой организации, пользующейся ИТ-средствами для передачи важной информации.

Источник:
Intelligent enterprise

Все публикации

Видео


Интеллектуальное здание: от строительства до эксплуатации

Калькулятор по мини-ТЭС
Своя энергия —
— свои тарифы!
Рассчитать